АРХЕОЛОГИЯ
Аннотация. В статье представлены многослойные поселения Юго-Западного Забайкалья, среди которых особо выделяется поселение Усть-Менза-2, открытое Чикойской археологической экспедицией Читинского пединститута в 1980 г. На этом поселении выявлено 34 культурных слоя (далее КС). Из них 32 слоя (КС 3–27) относятся к верхнему палеолиту. Самые нижние КС (25–27) отражают заключительную стадию средней поры верхнего палеолита. Палеолитические слои 4–24 характеризуют позднюю пору верхнего палеолита. В КС выявлены разнообразные каменные структуры, большинство из них интерпретируются как остатки жилищ. Каменный инвентарь палеолитических слоев свидетельствует о зарождении и развитии микропластинчатой индустрии, основанной на использовании торцовых клиновидных микронуклеусов – от единичных примитивных микронуклеусов и изогнутых микропластинок до вариабельных по формам микронуклеусов и многочисленных прямоосных вторичных форм. В палеолитических слоях обнаружены фрагменты костей и зубов сибирского горного козла, горного барана, бычьих, благородного оленя, лошади, тарбагана, лисицы, птицы. Костяные орудия единичны (шилья, иглы). Особое место занимает КС 3, относимый к финальному палеолиту. КС 1 и 2 из отложений голоцена относятся к эпохе бронзового века. В этих слоях представлены очаги, кострища, каменный инвентарь, выявлены следы использования металла. Каменный инвентарь сохраняет свою актуальность, при этом расширяется орудийный ассортимент, что связано с началом добычи руды и использования бронзы. Особую группу находок в КС 1 и 2 занимают керамические изделия с большим количеством орнаментированных фрагментов. Корреляция Усть-Мензы-2 с другими многослойными памятниками Мензы и Чикоя позволяет создать надежную региональную геоархеологическую схему и представить яркую картину развития материальной культуры древнего населения.
Летом 2023 г. участниками экспедиции «По маршрутам Петра Кузьмича Козлова» проведена археологическая разведка в юго-восточной части Монгольского Алтая, на границе Ховдского и Говь-Алтайского аймаков. У северозападной оконечности гор Их уушиг в Цэцэг сомоне обнаружено 8 разновременных археологических объектов – три палеолитических (Их уушиг 2, 4, 6), четыре с петроглифами (Их уушиг 1, 3, 5, 7) и одна тюркская поминальная оградка (Их уушиг 8). В средней части урочища Уушигийн баруун хоолой, к западу от гор Их уушиг, выявлены погребально-поминальный комплекс Уушигийн баруун хоолой 1 и палеолитическая стоянка Уушигийн баруун хоолой 2. У юго-западной оконечности горного хребта Шандатын нуру в Тонхил сомоне осмотрен погребально-ритуальный комплекс Тонхил сомон 1. Основная часть коллекции артефактов с археологического объекта Их уушиг 4 датируется периодом начального верхнего палеолита – 44– 39 тыс. л. н. Она включает нуклеус ладьевидно-клиновидной формы, остроконечник, пластины, скребок и другие изделия из камня. Находки с памятника Их уушиг 5 представлены отщепами и нуклеусом ладьевидно-клиновидной формы. Они соотносятся с поздним верхним палеолитом – мезолитом – 18–8 тыс. л. н. Ориентировочный археологический возраст объектов Их уушиг 2 и Уушигийн баруун хоолой 2 – поздний палеолит – мезолит – 45–8 тыс. л. н. Петроглифы с Их уушиг 1, 3, 5, 7 датируются бронзовым веком – III–II тыс. до н. э. и преимущественно включают изображения горных козлов. Курганные надмогильные насыпи Уушигийн баруун хоолой 1 и Шандатын нуруу 1, часть из которых с учетом конструктивных особенностей можно охарактеризовать как херексуры, сооружались в пределах 13–8 вв. до н. э. Время сооружения тюркских оградок Их Ушиг 8 соотносится с 6–8 вв.
В статье представлены результаты археоботанического анализа семян и плодов растений (карпоидов), полученных в тестовом режиме с использованием водной флотации на памятниках эпохи палеометалла Нижнего Приамурья – Нижнетамбовское-2 (VIII–V вв. до н. э.), Амурский Санаторий (III–I вв. до н. э.), Петропавловка-5 (II–I вв. до н. э.), Голый Мыс-6 (вторая половина I тыс. до н. э.). Природно-климатические условия памятников различаются. Амурский Санаторий и Петропавловка-5 находятся в наилучшем агроклиматическом районе – в центральной части Среднеамурской низменности, Нижнетамбовское-2 на ее северо-восточной периферии с менее благоприятными условиями, Голый Мыс-6 находится на северо-востоке Приамурья, в районе с довольно суровым климатом. Семь проб получено из отложений, ассоциируемых с урильской (Нижнетамбовское-2, 1 проба), большебухтинской (Голый Мыс-6, 2 пробы), польцевской (Амурский Санаторий, 3 пробы и Петропавловка-5, 1 проба) археологическими культурами; 1426 семян культурных, дикорастущих, фоновых/сорных растений обнаружено в 6 пробах. Не идентифицировано 37 экз. Культурные растения представлены семенами итальянского проса (Setaria italica) с трех памятников: Нижнетамбовское-2 (664 экз. – 70 % всех семян), Амурский Санаторий (201 экз. – 77,9 %), Петропавловка-5 (23 экз. – 67,6 %). Наши данные показывают значимость итальянского проса для польцевского земледелия и подтверждают результаты прежних исследований. Анализ семян и природно-климатических условий поселения Нижнетамбовское-2 демонстрирует возможный импорт проса. Его поставщики, очевидно, проживали выше по течению. Из-за недостатка данных их культурная принадлежность не определяется. Остатки дикорастущих растений в материалах памятников демонстрируют значительную роль растительного собирательства не только у обитателей северо-восточного Приамурья, где земледелие было невозможно, но даже у земледельческого населения. Проведенное исследование показало высокий информационный потенциал археоботанического подхода для реконструкции использования растений населением Нижнего Приамурья.
На территории Китая обнаружены более двадцати бохайских могильников, а число изученных в них погребений составляет около тысячи. Значительное количество раскопанных погребений позволяет достаточно детально и всесторонне рассмотреть их общие характеристики и особенности. Они обычно состоят из могильной ямы и насыпи, по строительным материалам и формам погребений можно разделить их на 3 группы (из грунта, камня и кирпича) и 6 типов согласно исследованиям Вэй Цуньчэна; иногда на насыпях построены надмогильные сооружения, которые различаются по размеру и конструкциям. Большинство захоронений расположены в долинах четырех крупных рек (пять районов), в которых они сконцентрированы и имеют очевидные локальные особенности, которые показывают процесс развития бохайских погребений и черты разных эпох. Погребальные традиции Бохая также различны. Разные культуры влияли на развития форм и традиций бохайских погребений, сначала преобладали мохэские культурные признаки влиянии, черты Когурё и других местных культур также очевидны, с развитием государства влияние династии Тан становилось сильнее. Мнения китайских ученых о датировках погребений и могильников разошлись, пока только можно определить некоторые общие характерные черты, которые соотносятся с разными этапами Бохая. Характеристики погребений разных рангов различны. Могилы членов королевского дома и аристократии являются важными объектами бохаеведения в Китае, изменения их местонахождения, планировки, формы покажут не только этапы развития культуры, но и политическую конъюнктуру Бохая. Планировочная структура бохайских могильников и других памятников помогает рассматривать процесс изменений административно-территориального устройства и политических условий в истории государства Бохай.
В сентябре 2022 г. в рамках совместной монголо-российской экспедиции, организованной сотрудниками Монгольского национального университета и Алтайского государственного университета, проводились археологические исследования у горы Яшил (Орхонтуул сомон Сэлэнгэ аймака Монголии). В результате были раскопаны три захоронения монгольского времени. Курганы № 1 и 3 содержали неограбленные погребения взрослых людей, а скелет ребенка в кургане № 2 оказался нарушенным. В могилах найдены берцовые кости овцы (?), что являлось важной чертой погребального ритуала. Помимо них обнаружены позвонки и лопатка мелкого рогатого скота. На правой части груди человека, погребенного в кургане № 1, зафиксирован фрагмент небольшого железного топора. В кургане № 3 были найдены остатки берестяного колчана, наконечник пальмы, панцирные пластины и другие предметы. Внешний вид и внутреннее устройство курганов у горы Яшил отражают основные черты монгольских погребений. При этом курган № 3 имел отличающиеся особенности. В статье представлены описания результатов раскопок и анализ полученных материалов, что позволяет провести сравнение с другими аналогичными археологическими объектами, исследованными на территории Северной Монголии и ближайших регионов. Отмечено, что предметы вооружения, обнаруженные на памятнике Яшил, упомянуты в известном труде Плано Карпини, который в 1240-е годы посетил Монгольскую империю. Находки у горы Яшил станут дополнительным материалом при соотношении письменных и археологических источников рассматриваемого периода. Кроме результатов раскопок кратко изложена история изучения погребальных памятников в Северной Монголии. К настоящему времени известны скальные захоронения и курганы на 41 археологическом комплексе.
ИСТОРИЯ
В статье освещается животрепещущая, важная и неоднозначная страница в истории Русской Православной Церкви, а именно проблема Старообрядческого раскола. Верующий человек всей своей жизнью, каждым своим деянием стремится только к одной цели – опять прийти к Богу, прийти туда, откуда он был изгнан и раствориться в его вселенской доброте и защите. Однако обряды и действия человека на всём протяжении существования православия, да и христианства в целом, не всегда выполнялись одинаково по форме. Что это – отступничество, искажение основополагающих элементов веры, попытка внесения чего-то своего, личного? Рассмотрение подобных вопросов всегда проходило не комплексно, а в узкой форме, вот и старообрядчество занималось в основном практической составляющей понимания Церкви. Споры исследователей старообрядчества не утихают и сейчас. Что это – сила идей старообрядчества или его невежество? Кроме прочего, исследователи ставили причиной раскола противостояние православия католицизму. Они видели в этом исключительно иной путь в истории православия, где был элемент отхода от самостоятельного выбора пути в теологических подходах к православию, и видение этого объясняло суть раскола в государстве – раскола между РПЦ и государством. Изучение и осмысление различных составляющих старообрядчества различными отечественными философами и историками даёт возможность сформировать не только целостную картину этого явления, но и подойти к причинам возникновения старообрядчества. Патриарх Никон ориентировался на греческие традиции, именно в них он видел незыблемость русского православия. Был ли смысл в его деяниях? Но именно это привело к расколу Русской Православной Церкви. Основная составляющая этой статьи заключена в положении о том, что Церковь едина, и это именно Православная церковь. Но путь, которым она следует, далеко не прост.
В статье рассматривается чрезвычайная ситуация, возникшая в Верхнеудинском и Селенгинском округах в 1888 г. в результате климатических аномальных явлений – засухи, и последовавших затем ливневых дождей, града, в результате которых посевы хлебов на обширных полях были уничтожены полностью. Одновременно случился падеж скота в некоторых поселениях. Ресурсов тайги и рыбных ресурсов в пределах исследуемой территории оказалось недостаточно, чтобы решить проблему голода. В Верхнеудинском округе проживали локальные старообрядческие сообщества, основным занятием которых было земледелие. В Селенгинском округе старообрядческого населения было не так много, однако они так же занимались хлебопашеством. Целью настоящей работы является описание кризисной социально-экономической ситуации в Верхнеудинском и Селенгинском округах в 1888–1889 гг. по данным Государственного архива Иркутской области, что позволило рассмотреть хозяйственные связи старообрядцев с жителями соседних округов внутри Забайкальской области. Особое внимание уделено роли государственной власти в оказании помощи жителям Верхнеудинского и Селенгинского округов. Для оценки и решения проблемы была учреждена специальная Комиссия по сбору сведений о пострадавших, которую возглавил Чиновник Особых Поручений барон А.Н. Корф. По итогам исследования и оценки ситуации Комиссия предложила властям оказать помощь пострадавшим деньгами, хлебом и семенами. В статье также отражена стратегическая роль сельских экономических магазинов в жизни локальных сообществ, занимающихся земледелием. Сельские экономические магазины в старообрядческих селах и в поселениях соседних округов Забайкальской области выполнили донорские функции и для устранения голода, и для восстановления хлебопашества Верхнеудинского и Селенгинского округов.
В статье осуществлен анализ миссионерской деятельности в инородческих приходах Енисейской епархии в конце XIX – начале XX в. Исследование проведено по материалам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии. В конце XIX – начале XX в. здесь проживали в основном крещеные инородцы, и миссионерская деятельность была направлена преимущественно на утверждение в них веры и основ христианской жизни. Деятельность миссионеров в инородческих приходах Минусинского и Ачинского уездов не всегда давала положительные результаты. Препятствием для достижения успехов являлись недостаточный образовательный и культурный уровень местных священников, незнание языка инородческой паствы. Немалые трудности при миссионерской деятельности вызывали географические и природноклиматические особенности приходов, разбросанность их на больших пространствах, малочисленность или отсутствие храмов в местах, населенных инородцами, приверженность их к языческим обрядам и шаманизму. Однако миссионерская деятельность отдельных священников инородческих приходов в конце XIX – начале XX в. была довольно успешной. Священники, окончившие специальные духовные учреждения и владевшие методикой и методами миссионерской деятельности, достигали успехов в распространении православия среди инородцев. Значительная роль в миссионерской деятельности отводилась развитию начального школьного образования среди коренного населения Минусинского и Ачинского уездов. Некоторые ученики, окончившие церковно-приходскую школу, продолжали обучение в Бийском катехизаторском и Красноярском духовном училищах. Проблемам института миссионеров были посвящены епархиальные миссионерские съезды. Сделан вывод о том, что миссионерская деятельность являлась главной составляющей христианизации коренного населения Минусинского и Ачинского уездов. В конце XIX – начале XX в. она была направлена в основном на утверждение веры и основ христианской жизни у инородческого населения. Это соответствовало государственным интересам Российской империи, направленным на освоение и закрепление сибирского региона на основе единой православной веры.
В статье анализируется русская (дореволюционная), советская и постсоветская (современная) историческая литература, посвященная истории деятельности тайной полиции Российской империи конца XIX – начала XX века. Статья содержит обширный обзор научных и научно-популярных исследований, посвященных тайной полиции Российской империи. Авторы рассмотрели различные методологические подходы к историческому исследованию тайной полиции, оценив достижения и недостатки, а также провели анализ развития историографии тайной полиции. Изучив существующие в этой области научные работы, авторы выявляют различные подходы и интерпретации, выделив основные темы и аргументы, используемые исследователями. Обобщены ключевые проблемы, волнующие историков, которые изучают российские правоохранительные органы. Авторы разделяют мнение большинства специалистов, утверждающих в своих работах, что значение тайной полиции всегда многократно возрастает на «крутых поворотах истории», во время острых кризисов в развитии взаимоотношений властных структур и демократических институтов, что и наблюдалось в императорской России конца XIX – начале ХХ века. В статье сделан вывод о том, что историография тайной полиции Российской империи конца XIX - начала XX века является важной и разносторонней областью современного исследования. Авторы подчеркивают значимость изучения деятельности тайной полиции как важного инструмента политического контроля в России в конце XIX – начале XX века и его влияния на развитие взаимоотношений государства и общества в данном периоде. Статья будет полезной для историков, а также для всех, кто интересуется политическими репрессиями и историей Российской империи.
Иркутск – столица Восточной Сибири, называемый прессой «Восточный Париж», «Сибирский Петербург», «Сибирские Афины», имеет свои особенности развития музыкальной культуры и образования. Русские переселенцы из Москвы, Устюга, Яренска, Пинеги, Соли Вычегодской, Мезени, Пскова, Переславля-Залесского, Новгородской земли, Вологды и др. принесли на новое место жительства свои культурные особенности. Музыка присутствовала во всех сферах жизни иркутян: народной, духовной и светской. В XVIII в. начинает развиваться народное образование. Особую роль в появлении системного музыкального образования в нашем крае сыграло духовное образование, а именно: первая иркутская школа. В 1738 г. в школьное обучение были введены латинский язык и церковное пение, именно это событие можно считать отправной точкой официального обучения музыке в школьных учреждениях Иркутска. В дальнейшем при открытии в Иркутской губернии новых церковно-приходских школ в программу входило церковное хоровое пение. В Иркутской семинарии и Знаменском монастыре готовили регентов хоров. В учительской духовной семинарии обучали нотному пению и музыке, игре на музыкальных инструментах (преимущественно на скрипке), преподаванию музыки. Девичий институт императора Николая I (1845–1920) был центром музыкального просветительства, более полувека заменял иркутянам музыкальную школу. Первая музыкальная школа в Иркутске – частная, ее открыл А.Ю. Гинита-Пилсудский, выпускник Петербургской консерватории. Долгое время действовала школа Е.Г. Городецкой, Р.А. Иванова и М.Н. Синицына, она воспитала много хороших музыкантов, сыгравших значительную роль в музыкальной жизни Иркутска.
Тема знаменных трофеев имеет огромное значение. Во все эпохи знамя, являвшееся символом и олицетворением воинской части, было ценнейшим трофеем, зримым воплощением победы. Герои, пленившие знамя, были наиболее чтимы в армии, а пленение знаменного стяга являлось первоклассным подвигом и основанием для представления к высокой боевой награде. И наша статья посвящена важному открытию: спасению центральной части знамени 142-го пехотного Звенигородского полка. Ранее была известна судьба лишь фрагментов этого знамени, оказавшегося в «котле» Танненберга, испытав все последствия трагической неудачи в Восточно-Прусской операции 1914 г. Огромное значение для хода и исхода операции стало пренебрежительное отношение со стороны русского командования к проводной и (особенно) беспроводной связи. Успешные действия германской радиоразведки стали важной предпосылкой удачного для противника завершения Восточно-Прусской операции. Зная не только обстановку, но и оперативные планы русского командования, руководство германской 8-й армии смогло реализовать план окружения ядра русской 2-й армии: в окружении очутились 13-й, 15-й армейские корпуса и часть 23-го армейского корпуса. Прорваться как организованным единицам из окружения соединениям не удалось – и в период 16–18 августа, после ожесточенных боев, их остатки погибли в окружении. При этом окруженные русские войска серьезно потрепали немцев (нанеся ощутимые поражения нескольким частям и соединениям). В результате нашего исследования удалось восстановить историю спасения центральной части знамени этого полка российской императорской армии и выявить имя главного героя этого подвига командира 4-го батальона подполковника Г.К. Склобовского. Солдаты и офицеры русской армии, спасая полковую святыню, обеспечивали будущее родной части. И подвиги воинов, отстаивавших родные знамена, золотыми буквами вписаны на страницах славы русского оружия.
Данная статья представляет собой впервые публикуемый на русском языке уникальный документ командира 5-й Польской сибирской дивизии полковника К. Румши, от первого лица повествующего о ходе эвакуации польских частей из Сибири в период Гражданской войны в Россиии. Документы 5-й дивизии были захвачены красноармейцами на ст. Клюквенной, многие из них были уничтожены. В центральном военном архиве в Варшаве хранится небольшая часть уцелевших письменных источников. Ещё меньше введено в научный оборот в российской исторической науке. Представляемый официальный документ является важным историческим свидетельством, ранее не публиковавшимся на русском языке, и представляет собой несомненную ценность для исследователей Гражданской войны в Сибири. К. Румша в своем рапорте подробно описывает ход эвакуации и капитуляции частей дивизии перед советскими войсками на ст. Клюквенная. Документ позволяет опровергнуть мемуары некоторых офицеров союзных частей и политических деятелей стран-союзниц, в которых они отрицают причастность союзных войск к террору в отношении населения Сибири, отмежевываясь в этом плане от действий колчаковских войск. В представляемом рапорте полковник Румша ясно указывает, что приказ покончить с восставшими партизанами он получил непосредственно от Главнокомандующего союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке генерала Мориса Жанена. Перевод сопровождается комментариями. Автор перевода представляет краткие биографии основных действующих лиц, указанных в рапорте, а также описывает некоторые события, о которых командир 5-й дивизии предпочел умолчать.
В статье делается попытка выявить, проанализировать и охарактеризовать публикации журнала военной направленности «Часовой», содержащие данные по истории русской эмиграции в Китае, в первые годы его издания. Отмечается, что данное периодическое издание, с одной стороны, стало одним из наиболее известных в русской военноэмигрантской среде, с другой – оно стало, вероятно, самым «долгоживущим», издаваясь с 1929 по 1988 гг. Дается общая краткая характеристика издания, отмечается, что журнал отчасти нашел отражение на страницах научных и научнопопулярных публикаций. В основу исследования легли основополагающие принципы исторической науки, объективности и историзма. Первый особо важен при работе с источниками, каковыми являются материалы журнала «Часовой». Он позволил не акцентировать внимание на субъективных оценках существовавшей действительности авторов статей и заметок. Второй дал возможность рассматривать публикации журнала с учетом бывшей исторической обстановки, а факты и явления, нашедшие отражение в издании, во взаимосвязи с учетом их взаимообусловленности. Публикации по истории военной русской эмиграции в Китае в XX в. в процентном соотношении в журнале «Часовой» были незначительны. При этом их значительная часть посвящена таковой в г. Шанхае. Отдельные статьи и заметки дают информацию по Харбину. На страницах журнала нашли отражение отдельные факты из истории русской военной эмиграции в Китае, относящиеся, к примеру, к истории Отдельного Русского Отряда Шанхайского Волонтерского Корпуса и др. Журнал изобилует именами и фамилиями представителей русской эмигрантской среды, в том числе и в Китае. Приводимые данные по фактам и явлений позволяют ответить на существующие спорные вопросы. Далеко не полная изученность материалов журнала «Часовой» позволяет говорить о необходимость дальнейшей исследовательской работы с ним.
В первой половине ХХ в. после революции в культурной и научной сфере Иркутска произошли значительные изменения, которые сказались и на музейной жизни. В статье рассматриваются основные этапы истории антирелигиозного отдела, который существовал в 30-е – начале 40-х гг. ХХ в. на базе Иркутского музея, а также освещаются биографии сотрудников. Целью создания отдела была атеистическая пропаганда. Одним из подходов, который использовали сотрудники, стал показ ложности религиозного учения через исследование первобытных культур. В русле этого направления организовывались антирелигиозные археологические экспедиции для пополнения музейного собрания экспонатами. В тот период в фонды музея также поступали иконы и культовые предметы, которые изымались из закрывающихся церквей в рамках кампании по борьбе с религией. Первоначально подразделение было открыто в бывшем особняке купца Файнберга. После изъятия у общины верующих здания Крестовоздвиженской церкви антирелигиозный музей стал работать там. На этапе подготовки и в первые годы работы заведующим отдела был А.П. Окладников – в будущем известный советский археолог. После его отъезда из Иркутска заведование отделом осуществлял К.П. Корнеев, а с 1936 г. – его брат Г.П. Корнеев. В работе антирелигиозного музея в тот период принимали участие археолог В.И. Подгорбунский, палеонтолог и археолог И.В. Арембовский, этнограф Г.В. Ксенофонтов. В конце 1930-х гг. деятельность отдела была свёрнута и возобновлена в 1940 г. Тогда заведующим стал А.М. Штейнберг. С началом Великой Отечественной войны, когда в стране прекращаются активные гонения на церковь и верующих, антирелигиозный отдел был закрыт.
РЕЦЕНЗИЯ
Оригинальная и интересная монография М.С. Федотовой построена на солидной источниковой базе, автор подготовила актуальную и своевременную книгу. В основе книги исследование, посвященное созданию исторического мифа об обороне Севастополя в 1854–1855 гг. Автору удалось показать, что в общественном сознании военное поражение, понесенное Россией в Крымской войне, трансформировалось в огромную моральную победу, сравнимую с Отечественной войной 1812 г. М.С. Федотова подробно рассказывает о героях и антигероях обороны Севастополя, сравнивая В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и А.С. Меншикова. Глубокая и содержательная книга М.С. Федотовой может быть интересна не только профессиональным историкам, но и массовому читателю.
Статья представляет собой рецензию на книгу «Великий и страшный 1918 год: Иллюстрированная летопись начала Гражданской войны в России». В монографии исследователи использовали широкий комплекс фотографий, плакатов, художественных изображений из отечественных и иностранных сатирических журналов, что заметно обогатило данное издание, сделав его более интересным для широкой аудитории. Занимаясь подготовкой справочного материала к летописи, учёные обработали разнообразные исторические источники и литературу советского и постсоветского периода. Как отметили сами авторы во введении, они не ставили перед собой задачи дать ответы на до сих пор не разрешённые вопросы, напротив постарались уйти от стереотипных оценочных суждений, предложив читателям сформировать своё отношение к братоубийственному противостоянию в России начала XX в. Труд Р.Г. Гагкуева и А.В. Репникова будет полезен всем интересующимся историей СССР.
ISSN 2500-1566 (Online)