Историографические оценки и исторические уроки старообрядческого раскола XVII века
https://doi.org/10.21285/2415-8739-2023-4-107-115
EDN: JTZZYM
Аннотация
В статье освещается животрепещущая, важная и неоднозначная страница в истории Русской Православной Церкви, а именно проблема Старообрядческого раскола. Верующий человек всей своей жизнью, каждым своим деянием стремится только к одной цели – опять прийти к Богу, прийти туда, откуда он был изгнан и раствориться в его вселенской доброте и защите. Однако обряды и действия человека на всём протяжении существования православия, да и христианства в целом, не всегда выполнялись одинаково по форме. Что это – отступничество, искажение основополагающих элементов веры, попытка внесения чего-то своего, личного? Рассмотрение подобных вопросов всегда проходило не комплексно, а в узкой форме, вот и старообрядчество занималось в основном практической составляющей понимания Церкви. Споры исследователей старообрядчества не утихают и сейчас. Что это – сила идей старообрядчества или его невежество? Кроме прочего, исследователи ставили причиной раскола противостояние православия католицизму. Они видели в этом исключительно иной путь в истории православия, где был элемент отхода от самостоятельного выбора пути в теологических подходах к православию, и видение этого объясняло суть раскола в государстве – раскола между РПЦ и государством. Изучение и осмысление различных составляющих старообрядчества различными отечественными философами и историками даёт возможность сформировать не только целостную картину этого явления, но и подойти к причинам возникновения старообрядчества. Патриарх Никон ориентировался на греческие традиции, именно в них он видел незыблемость русского православия. Был ли смысл в его деяниях? Но именно это привело к расколу Русской Православной Церкви. Основная составляющая этой статьи заключена в положении о том, что Церковь едина, и это именно Православная церковь. Но путь, которым она следует, далеко не прост.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. КарасёвРоссия
Карасёв Сергей Владимирович,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
А. Н. Малыгин
Россия
Малыгин Антон Николаевич,
настоятель; помощник командира войсковой части по работе с верующими военнослужащими
664078, г. Иркутск, микрорайон «Зелёный», 36В
Список литературы
1. Алфеев Иларион, митр. Таинство веры. М. : Изд. дом «Познание», 2021. 328 с.
2. Биллингтон Дж.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М. : Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2001. 880 с.
3. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии. М. : Издво Свято-Владимирского Братства, 1992. 184 с.
4. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Частные вопросы: О перстоложении для крестного знамения и благословения). (Продолжение) // Богословский вестник. 1892. Т. 2. № 4. С. 34–72.
5. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами: Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову // Богословский вестник 1893. Т. 3. № 8. С. 315–326.
6. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л. : Лениздат. 1987. 304 с.
7. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М. : Уникум-центр, 1999. 203 с.
8. Зубарев Е.К. Современные вопросы в полемике с расколом старообрядчества. Кострома : Губ. тип., 1909. 108 с.
9. Кандарицкий А. Опыт систематического подхода пособия при полемике со старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества. Стерлитамак : Тип. А.В. Кузнецова, 1907. [2], X, 720, [4] с.
10. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев Посад : Изд. кн. магазина М.С. Елова, 1914. 567, IX, [1] с.
11. Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 т. М. : ТЕРРА, 1992. Т. 1. 686 с.
12. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М. : Наука, 1983. 416 с.
13. Лекции по Русской истории профессора Московского университета В.О. Ключевского. Часть вторая. СПетербург : Тип. В.О. Киршбаума, 1902. 339 с.
14. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство : сб. статей. М. : Тип. И.И. Кушнерева и Ко, 1886. Т. 2. 420 с.
15. Мамсик Т.С. Побеги как социальное явления: приписная деревня Западной Сибири в 40–90-е гг. XVIII в. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1978. 206 с.
16. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первой половины XIX в.). Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 350 с.
17. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест уралосибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.
18. Талько-Грынцевич Ю.Д. К антропологии великороссов: Семейские (старообрядцы) забайкальские / [Соч.] Ю. Талько-Грынцевича. Томск : паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1898. [2], II, 52 с.
19. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М. : Институт русской цивилизации, 2009. 844 с.
20. Шеман А., прот. Ответ Солженицыну // Вестник Русского христианского движения. Париж – Нью-Йорк – Москва. № 117, I-1976. С. 121–135.
21. Яковлев И.А. Лекции по истории Христианской церкви. 3-е изд., испр. и доп. М. : Паломник, 2011. 543 с.