Preview

Известия Лаборатории древних технологий

Расширенный поиск
Том 17, № 4 (2021)

АРХЕОЛОГИЯ

9-19 38
Аннотация
Об археологических объектах на территории Окинского плоскогорья, входящего в горную систему Восточного Саяна, было известно ещё во второй половине XIX в., но до настоящего времени археология этой территории остается изученной крайне слабо. Одним из актуальных вопросов археологических исследований Окинского плоскогорья остается вопрос о заселении этих мест человеком в эпоху палеолита. Вопрос вызван тем, что в позднем плейстоцене Саянская горная система была местом формирования и развития ледников, заполнявших почти все горные долины, что в свою очередь препятствовало освоению территории в палеолите и приводило бы к разрушению культурных горизонтов, если они могли сформироваться в относительно благоприятные промежутки времени. Кроме этого, до начала 2000-х гг. здесь не производились исследования стоянок с применением раскопок. Активные и планомерные исследования древних стоянок на территории Окинского плоскогорья начинаются с 2018 г. С этого времени в долинах рек Ока (Аха) - главная водная артерия Окинского плоскогорья и её притоков - Сенца и Жомболок, выявлена серия новых археологических местонахождений, определяемых как стоянки. Большинство новых стоянок предварительно датируется эпохой неолита. Наряду с этим получены археологические и палеонтологические данные, датируемые поздним плейстоценом. Кроме этого, на некоторых стоянках установлено наличие, как минимум, двух культурных горизонтов эпохи каменного века. Время формирования нижних культурных горизонтов на этих стоянках приходится на финал плейстоцена или самое начало голоцена. В статье приведены некоторые результаты новейших исследований, на основании которых может быть дан положительный ответ на вопрос об обитании человека в эпоху плейстоцена на территории Окинского плоскогорья.
20-34 43
Аннотация
В статье предлагается реконструкция рыболовства на многослойном памятнике Клерк-5, расположенном на юге Приморского края, в западной части залива Петра Великого. Одним из главных аспектов данной работы является изучение адаптации древнего населения к условиям морских побережий, а также выяснение характеристики и сезонности вылова рыбы. Реконструкция была проведена на основе ландшафтно-климатической характеристики окружающего района, технологических индикаторов и костных остатков прибрежной ихтиофауны, а также экологических особенностей идентифицированных видов рыб. В рамках статьи рассмотрен горизонт обитания ранних земледельцев, состоящий из слоя коричневого суглинка и лежащей над ним нижней части неолитической раковинной кучи, датированной по углероду 4585 л. н. Эти отложения ассоциированы с одной из первых волн расселения ранних земледельцев зайсановской культурной традиции, начавших свою миграцию на морское побережье из глубины материка, примерно, 4600 лет назад на фазе похолодания климата и регрессии уровня Японского моря. Анализ их видового состава показал, что древнее население ранней волны заселения памятника Клерк-5 освоило рыболовство в трех типах водоемов: на морском побережье, в реке и в озере/лагуне. Идентифицирован 3371 фрагмент костей рыб, принадлежащих как минимум к 11 видам, относящимся к 13 родам, 12 семействам и 10 отрядам. На основании постулатов теории оптимального собирательства смоделирован сезонный цикл рыболовства. Исходя из сезонного поведения идентифицированных видов, можно заключить, что лов рыбы велся на протяжении всего года. Однако наиболее активный промысел приходился на весенний и летний периоды. Также опираясь на экологию некоторых видов, можно сделать вывод об использовании широкого спектра инструментов лова.
35-46 29
Аннотация
В Нижнеамурском регионе расположено несколько памятников наскального искусства. Наибольшее количество рисунков сохранилось в памятниках возле старинного нанайского села Сикачи-Алян и русского селения Малышево, а также возле пограничного села Шереметьево. Ранние рисунки относятся к концу каменного века, а более поздние - к раннему Средневековью. Изучением памятников наскального искусства низовьев Амура занимался археолог академик А. П. Окладников и его ученики. Ими подготовлена научно-исследовательская база и культурно-историческая основа интерпретации содержания рисунков, обоснована необходимость бережного отношения к петроглифам как объектам культурного наследия древности. Современные исследования во многом опираются на созданный ими источниковый фонд. Памятники петроглифов содержат более сотни изображений личин-масок. Научные интересы автора статьи состоят в изучении семантического содержания антропоморфных и зоо-антропоморфных изображений личин. Статья посвящена изучению символики парных рисунков личин петроглифов Амура и Уссури, созданных культурами оседлых рыболовов и охотников. В качестве методов автор использует иконографический и типологический анализ рисунков с привлечением теоретических и практических материалов из области этнографии и антропологии. Заключение по итогам исследований: рисунки на камнях и скалах служили атрибутами ритуально-обрядовых праздников, в ходе которых шло повествование о рождении мира и родоначальников, о нормах жизни общины. Парность изображений объясняется дуальным разделением социума и коллективным мифологическим сознанием с бинарным восприятием мира. Дуализм, как структура социума, отражённая в коллективном сознании и проецированная посредством мифологии на все сферы жизни, нашёл своё отражение и в изобразительном искусстве, в частности в петроглифах. Научные представления о дуализме как системе созданы отечественными и зарубежными учёными. Среди них Э. Дюркгейм, А. М. Золотарёв, А. Р. Радклиф-Браун, В. В. Иванов и другие.
47-61 43
Аннотация
Перевод в китайских источниках слова «部落 bùluò» , которое обозначает одну из форм социальной организации кочевников, на русский язык как «род, племя» является неправильным. Можно считать слово « було» вариантом термина «бул», который объединяет кровных родственников по линии матери. Данная форма была основной социальной структурой древних кочевников до тех пор, пока родство не стало считаться в Х-XI веках по линии отца. Как показывает социальное отношение ухуанцев, реальная кровная родственная связь по линии матери существовала в течение долгих лет. Кроме того, генетические исследования на могильнике Бурхан толгой, в долине реки Эг подтверждают, что наличие «бул» по линии матери было и среди хуннов. Несмотря на формирование в дальнейшем «родства» по отцовской линии, создатели китайских летописей использовали для обозначения этой структуру по-прежнему термин «бул». Следовательно, первая социальная структура кочевников прошла через два основных этапа «бул» и «род/овог». Однако китайцы называли эти две принципиально разные единицы одним словом «部落 bùluò» . Термин «邑落 ( yiluo )» обозначает в монгольском языке « айл (ayil)», в тюркских языках «летнее кочевье’ (jaylа/yaylo)». Он включает семьи, которые откочовывают от основной группы скотоводов на отдельные пастбища (Яйлажное скотоводство). Кроме того, некоторые семьи, выделившиеся из рода, с учетом их влияния, количества скота и собственности, также называли «邑落 (yiluo)». Термин «хурээ/курень (круг)» связан с особенностями организации хозяйственного и жилого пространства древними скотоводами. Он восходит к практике размещения стад скота на ночь внутри жилого пространства, по периметру которого размещались юрты. Со времени распространения родства по отцовской линии его значение стало уменьшаться. Однако эта социально-хозяйственная форма сохранилась в виде термина «хот айл (соседство)». Следовательно, происхождение термина «хурээ», который используется и поныне, восходит к особенностям кочевого скотоводства, существовавшим в древности, и является одной из особенностей организации хозяйственной деятельности.
62-77 47
Аннотация
В статье в хронологическом порядке рассматриваются результаты археологических исследований, проведенные на территории одного из арктических районов Республики Саха (Якутия) - Анабарского улуса (района), расположенного на крайнем северо-западе территории. На основе изучения опубликованных и неопубликованных источников авторами систематизированы и классифицированы материалы о 28 объектах археологии от каменного века до начала XIX в. На основе проведенной историко-культурной оценки района установлено, что данная территория входит в ареал приленских археологических культур. Впервые выполнены картографирование и уточнение координат всех, учтённых археологических памятников бассейна р. Анабар, на основе которых создана актуальная база геоданных. Анализ собранного авторами материала позволил разработать структуру и содержание ГИС «Археологические памятники Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района)», состоящие из 14 тематических слоев: название района (улуса); название муниципального образования (МО), наслега; название территории проживания коренных малочисленных народов Севера; название археологического памятника; местоположение памятника; вид памятника; правоустанавливающий документ; кадастровая принадлежность земельных участков; категория памятника (статус); период; ФИО исследователя; год открытия экспедиции (описания); описание находок; источники и публикации. На основе привязанных объектов археологического наследия составлены карты пространственного размещения археологических памятников бассейна р. Анабар. Возможности комбинации тематических слоев, предоставляемые ГИС, позволили выявить взаимосвязи археологических объектов. Результаты работы авторы предлагают использовать для обеспечения непрерывного обновления баз геоданных и ведения мониторинга за состоянием археологических памятников, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

ЭТНОЛОГИЯ

78-91 47
Аннотация
Cоздание Баргузинского соболиного заповедника в 1916 году связано с переселением тунгусов (эвенков) шемагирского рода. Этот факт включает Баргузинский заповедник в общемировую историю создания охраняемых природных территорий на землях переселенных народов. На основе архивных и литературных материалов изучены особенности переселенной группы и контексты двойного переселения, связанные с созданием Баргузинского заповедника и с государственной политикой укрупнения населенных пунктов. В статье дана характеристика тунгусов шемагирского рода северо-восточного Прибайкалья на фоне патерналистско-либеральной социально-экономической политики XIX - начала XX в. Экспедиция Г. Г. Доппельмайера 1914-1915 гг. предваряла организацию Баргузинского соболиного заповедника. В статье рассматривается социально-экономический аспект результатов её работы, отмечается прогрессивный для своего времени подход к организации заповедника. Вторичное переселение эвенков произошло в 1956 г. в рамках государственной политики укрупнения населенных пунктов, однако этот народ не утратил памяти и духовной связи с землей. Сотрудник заповедника С. К. Устинов одним из первых стал использовать традиционные экологические знания эвенков в своей научной работе. С 1980-1990-х гг. в России принята общемировая модель национальных парков с разными режимами природопользования. Баргузинский заповедник входит в ФГБУ «Заповедное Подлеморье» (2012). Туристам доступно ограниченное посещение его территории и значительной части национального парка. Сегодня малонарушенная человеком природа становится в России коммерческим ресурсом, поэтому проблема соблюдения прав коренного и местного населения на охраняемых природных территориях и использование их традиционных экологических знаний приобретает новое звучание.

ИСТОРИЯ

92-102 85
Аннотация
Рассматриваются истоки и основные направления понимания идеи материи. Потребность в обращении к рассмотрению истории идеи и понятия материи связано как с фундаментальностью вопросов о природе материи, так и с необходимостью обновления современного отечественного учебного материала, во многом просто повторяющего положения диамата советского периода. Основное внимание в рассмотрении формирования идеи материи и разработки понятия материи уделено античности, особенно Аристотелю, также новоевропейской философии и известному ленинскому определению материи. Показывается различие идеи первоначала и идеи материи, отмечается проблематичность использования термина «материалист» при оценке античных мыслителей, в частности Демокрита. Дается анализ основных пунктов понимания материи у «отца идеализма» Платона и у Аристотеля. При этом роль создателя понятия материи принадлежит Аристотелю, и отмечается, что вплоть до нашего времени понимание материи Аристотелем является «работающим» и во многом определяющим понимание мира. В наследии Нового времени радикальное развитие понимание материи получает у Декарта, рассматривающего проблему дуализма двух субстанций - души и тела. Декартовское понимание материальности как протяженности прочно вошло в науку и является базовым для современной научной картины мира. Дается краткий анализ ленинского определения материи, выделяются его положительный и отрицательный аспекты, показаны различные варианты отношения к ленинскому наследию сегодня. В заключение на основе обращения к истории развития идеи материи выделяются четыре варианта понимания материальности вещей. Делается вывод о важности идеи материи для современного философского и научного мировоззрения.
103-118 22
Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования Амурского войска в 1653-1658 гг. В этот период управление военными силами принял на себя Онуфрий Степанов, прибывшей на Амур из Якутского уезда в 1649-1653 гг., под общим руководством Е. Хабарова. К этому ядру постепенно, в течение нескольких лет, присоединялись различные военные корпорации: полки Д. Зиновьева, П. Бекетова, Ф. Пущина, отряды П. Кислого, В. Черкашенина и др. В максимальном составе численность Амурского войска достигала 650 человек. По сибирским меркам это была значительная сила. Она не уступала военному контингенту, контролировавшему Якутский уезд, занимавший большую площадь, чем бассейн р. Амур. Основными задачами «амурских» служилых людей были: подготовить Приамурье к приходу трехтысячного полка И. И. Лобанова-Ростовского, построить несколько крепостей в узловых точках, наладить продовольственное обеспечение. Однако наличие своих лидеров и интересов в каждой из военных корпораций, составлявших Амурское войско, затрудняло осуществление планов, предписанных представителями правительства, которые также не имели возможности что-либо контролировать. В итоге полк Степанова не смог закрепиться в Приамурье и был разбит маньчжурами в 1658 году. Меньше половины ратников из его последнего состава вышли с Амура в Якутск, Илимск и Енисейск. Остальные были убиты, пропали без вести, умерли от голода и болезней. В исследовании затрагиваются также вопросы русских отрядов, действовавших на Амуре в период 1658-1662 гг.
119-131 122
Аннотация
Вне всякого сомнения, Нерчинский острог как крепостное сооружение получил свою известность в связи с заключением в 1689 году первого Русско-китайского мирного договора, получившего название Нерчинский. Сразу после подписания данного документа, который, по сути, узаконил уже существовавшие торговые отношения с Китаем, активизировался и процесс преобразования самого Нерчинска из военно-административного центра в город. Связанно это было с тем, что его бюджет стал активнее пополняться таможенными поступлениями, часть которых затем пошла на приобретение строительных материалов и благоустройство. История создания, а также некоторые аспекты последующего развития этой крепости нашли свое отражение в ряде научных трудов и статей В. Г. Изгачева, Л. С. Терентьева, А. В. Константинова, В. И. Кочедамова, Н. П. Крадина, А. Р. Артемьева и др. Несмотря на то что источниковедческая база для изучения истории строительства Нерчинского города 1689 года достаточно велика, однако до настоящего времени ни одной реконструкции его внешнего вида создано не было. Причина - отсутствие полных достоверных описаний. В сохранившихся письменных источниках отражены лишь общие сведения об этапах его возведения. Графические и картографические материалы, содержащие сведения об этом образце русского деревянного оборонного зодчества, сохранились, но они относятся к первым десятилетиям XVIII века. Вместе с тем полноценная реконструкция внешнего вида крепости возможна, но требует проведения целенаправленного анализа имеющихся исторических источников, с целью выявления конструктивных особенностей всех ее объектов. Решение этой задачи было реализовано в данной работе. Кроме того, будут проанализированы и исторические документы, относящиеся к созданию Нерчинского острога 1658 года постройки. Это необходимо сделать потому, что сооружения Нерчинской крепости 1689 года были возведены на месте острога 1658 года, а ряд объектов старой крепости, возможно, был сохранен при строительстве новой.
132-140 80
Аннотация
Вклад старообрядцев (семейских) в социально-экономическое развитие Забайкалья и Дальнего Востока в научной и популярной литературе подчеркивается всеми исследователями старообрядческой культуры. Авторами выполнен обзор документов Иркутского областного архива, которые могут быть использованы для комплексного изучения культурно-хозяйственной деятельности семейских Забайкалья в XIX в. Целью статьи является освещение фондов, в которых собраны исторические документы о расселении, социально-экономическом развитии старообрядцев Забайкалья. В результате изучения и анализа ряда источников - от важных статистических отчётов до документов, описывающих мелкие бытовые ситуации, возможным представляется воссоздание общей картины жизнедеятельности в XIX в. семейских в Забайкалье. Выполнен обзор 8 фондов, изучено более 40 дел. Значительная часть документов архива содержит общие сведения о семейских. Можно узнать подробности о расселении, видах хозяйственной деятельности, уровне благосостояния, об отношениях с соседними общинами казаков, бурят, православных русских старожилов, найти множество описаний фактов и историй, позволяющих представить быт семейских в деталях, составить представление о земледелии, животноводстве, некоторых вспомогательных промыслах. Часть документов содержит информацию о пространственном размещении и организации хозяйства семейских, данные о межевании и распределении земель, дела о разрешении споров. Довольно часто встречаются документы политико-административного характера, где прослеживается внимание региональных властей, направленное на религиозные и экономические действия семейских. В архиве хранится значительный объем документов о золотодобыче в долине реки Чикой, которая в свое время выполняла существенную роль в жизнеобеспечении старообрядцев. Они принимали активное участие в этой отрасли в качестве наемной рабочей силы. Проведенное исследование показывает, что в ГАИО хранится важный объем информации по деятельности семейских Забайкалья в XIX в. Были сделаны находки, которые впервые вводятся в научный оборот, и многие документы также ждут своего исследователя.
141-156 38
Аннотация
В статье рассматривается проблема межконфессиональных отношений на территории Крымского полуострова в 1860-1890-е гг. После завершения неудачной для Российской империи Крымской войны 1853-1856 гг. национальные, и следовательно, религиозные противоречия в регионе только усилились. Больше всего они были заметны в плоскости мусульмано-православных отношений (в том числе взаимоотношений греков и крымских татар); отношений католиков и православных; а также набившей к тому времени оскомину пресловутой «иудейской» проблемы. Таврическую кафедру занимали в указанный период выдающиеся архипастыри, среди которых были и миссионеры: Гурий (Карпов), Иннокентий (Борисов), Мартиниан (Муратовский), Гермоген (Добронравин). Каждый из них оставил свой особый след в жизни епархии и много сделал для усиления роли Православной церкви на полуострове. Несмотря на выдающееся служение Отечеству и церкви, каждый из архиереев внес свою лепту и в усиление прозелитических тенденций в Крыму. Основными источниками для написания статьи стали материалы крымских периодических изданий: «Таврические епархиальные ведомости», «Таврида», «Севастопольский листок», а также новейшая российская и украинская церковная и светская историографии. В ходе работы удалось установить, что с помощью статей в данных изданиях предпринимались попытки разрешить острые конфликты, а также адаптировать крымских татар к жизни в империи, показать в динамике изменения отношения к ним со стороны властей, одновременно не замалчивая и имеющиеся проблемы. Тоже самое происходило и при описании вопросов антисемитизма, которые на территории полуострова стремились побороть с помощью материалов, призывающих понять феномен существования иудаизма и объяснить причины необходимости толерантного отношения к нему.
157-167 61
Аннотация
В статье впервые предпринята попытка изучить роль Дмитрия Ивановича Пихно в качестве редактора-издателя одного из самых популярных периодических изданий Юго-Западного края второй половины XIX - начала XX в. - газеты «Киевлянин». Хронологические рамки исследования (1879-1913 гг.) обусловлены временем непосредственного участия Пихно в качестве главного редактора. Опираясь на архивный материал Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива литературы и искусства, а также данные периодической печати и журналов («Киевлянин», «Московские ведомости», «Русское слово», «Новое русское слово», «Исторический вестник», «Голос минувшего», «Северный вестник»), автор последовательно рассматривает предпосылки назначения Пихно главным редактором, особенности его публицистической и издательской работы на этой должности. Дана краткая характеристика самой редакции газеты, перечислены все временные заместители Пихно на посту главного редактора во время его отъездов. Показано, что Пихно вел активную публицистическую деятельность, лично писал передовые статьи и задавал основное направление изданию газеты. Кроме того, автор также обращает внимание на сложный характер взаимоотношений Пихно с цензурным ведомством, что было обусловлено личными качествами своевольного редактора «Киевлянина». Пихно не раз выступал с резкой критикой правительственной политики, а цензура не менее решительно запрещала статьи и грозила ограничениями. Обращается внимание на то, что Пихно с первых дней работы в редакции неизменно отстаивал те идейные принципы, которые заложил основатель этой газеты, В. Я. Шульгин. Публицистический талант и дар организатора позволили Пихно сделать из провинциальной газеты одно из самых популярных всероссийских изданий дореволюционной России.
168-178 37
Аннотация
В статье, на впервые вводимых в научный оборот материалах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), рассматривается положение дел в военно-врачебных заведениях Иркутской губернии в 1899 году. Именно тогда состоялась поездка военного министра Российской империи А. Н. Куропаткина в Сибирский военный округ. Визит представляет большой научный интерес, так как он состоялся примерно за четыре года до начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. и менее чем за семь месяцев до начала мобилизации Сибирского военного округа 8 июля 1900 г. в связи с Боксерским восстанием в Китае. Поездка осуществлялась в целях личного ознакомления военного министра с положением дел созданного незадолго до этого Сибирского военного округа, оценки боеспособности дислоцировавшихся в нем войск, сбора материала для разработки планов дальнейших военных преобразований в Сибири, а также обороны азиатской части Российской империи. Передвигаясь по Транссибирской железной дороге, А. Н. Куропаткин осмотрел войска крупнейших сибирских гарнизонов: Омска, Томска, Красноярска, Иркутска и расположенные в них военно-врачебные заведения. В Иркутске он посетил военный госпиталь, фельдшерскую школу и аптечный склад. В статье публикуются подробные из известных к настоящему времени описаний Иркутского военного госпиталя конца XIX в. и фельдшерской школы. Рассматриваются бытовые условия, организация лечебного и образовательного процессов. Дается оценка положения дел на аптечном складе. Приводится мнение военного министра о состоянии этих военно-врачебных заведений. Анализируются выявленные в ходе визита высоких гостей упущения в работе госпиталя, школы и склада.
179-188 82
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному эпизоду кампании 1915 г. на Русском фронте Первой мировой войны - контрударам у Опатова и Красника - и участию в этих событиях 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка - одного из старейших и наиболее заслуженных в русской армии. В составе 25-го армейского корпуса полк в 1914 г. отправился на Юго-Западный фронт и сражался в Галицийской битве (5 августа - 13 сентября 1914 г.), а затем участвовал в Варшавско-Ивангородской (15 сентября - 26 октября 1914 г.) и Лодзинской (29 октября - 6 декабря 1914 г.) операциях. Статья начинается с подробного рассмотрения действий полка в ходе позиционной войны зимой - весной 1915 г., (когда боевые действия носили сугубо местный и локальный характер), и завершается анализом майско-июньских событий у Опатова и Люблина - ставших образцом активной обороны русских войск. Боевые действия в мае - июне 1915 г. рассмотрены комплексно - в масштабе дивизии и корпуса, и действия полка, казалось бы, теряются на общем фоне масштабных событий. Но часть сыграла в них заметную роль: когда Германская 47-я резервная дивизия стремилась сбить тот щит (левофланговый участок 25-го корпуса в лице 12-го гренадерского Астраханского полка), под прикрытием которого корпусной резерв развивал свой фланговый удар, именно стойкость астраханских гренадеров стала важной предпосылкой успешного завершения операции. И отряд А. А. Веселовского довершил поражение противника.
189-198 47
Аннотация
В ходе военных действий в Предуралье армия адмирала А. В. Колчака зимой 1918-1919 гг. несла серьезные потери. На помощь ей пришла общественность, с помощью которой были созданы Временный комитет Российского общества Красного Креста, а затем специальные госпитали в прифронтовой полосе. Весной 1919 г. в Челябинске сформированы аптечный склад и тыловые госпитали. Они действовали под руководством уполномоченного С. Н. Постникова. В июле, по мере отступления армии, последние были эвакуированы. Удалось вывезти всех раненых, медицинское имущество и медикаменты. Но руководство Красного Креста не смогло найти новое место для дислокации госпиталей. Тогда С. Н. Постников отправился вдоль Транссибирской магистрали в поисках свободных помещений для развертывания стационаров. Подходящие условия оказались в Иркутске, где госпитали были развернуты в сентябре 1919 г. Специализацию учреждений отстоять не удалось, поэтому медперсонал с хирургическим опытом работы перешел трудиться в другие организации. В конце 1919 г. в Иркутске в ходе восстания власть взял в свои руки Политцентр, которому были подчинены все медучреждения, в том числе и Красного Креста. В начале 1920 г. принимается решение об их ликвидации. Имущество и персонал послужили основой для создания новых лечебных учреждений в Иркутске и в санитарном управлении Красной армии.
199-207 59
Аннотация
В статье рассматривается Куйтунское соглашение 7 февраля 1920 г. между властями Советской России и командованием Чехословацкого корпуса на широком фоне предшествующих событий, а также учитывается историографический контекст. Первая мировая война потребовала от России чрезвычайных усилий и ранее невиданного напряжения. Поэтому была востребована любая помощь, и исключительное значение приобретали союзники. Показано, что Чехословацкий корпус изначально создавался для борьбы с Австро-Венгрией и Германией, но в 1918-1920 гг. сражался с Красной гвардией, красными партизанами и Красной армией в Сибири. Чехословацкие легионеры были союзниками антибольшевистских («белых») русских сил, но преследовали свои собственные цели - выжить и живыми вернуться домой. Ход Гражданской войны в России в 1920 г. показал неготовность большевиков противостоять национальным армиям, вскрыв ложность претензий классового подхода на общемировую универсальность. Рассмотрены кадровые перестановки в командовании 5-й Красной армии и роль белых военачальников. Обзорно рассмотрены как боевые действия под Красноярском, Нижнеудинском, г. Зима и Иркутском, так и финальный уход белых за Байкал, также кратко охарактеризовано поведение местного населения. 7 февраля 1920 г. в 9 часов по московскому времени на станции Куйтун было подписано мирное соглашение между Правительством РСФСР и Командованием Чехословацкого корпуса. Предусматривалась нейтральная зона между чехословацким арьергардом и советским авангардом на расстоянии от депо до депо. Боевые действия в нейтральной зоне не допускались. Все железнодорожные сооружения следовало передавать в сохранности советской стороне, подвижной состав возвращать. Для контроля назначалась совместная комиссия. Заключенное в Куйтуне соглашение явилось позитивным шагом, удалось сохранить многие жизни. Чехи получили возможность эвакуироваться через Владивосток на родину.
208-218 40
Аннотация
Статья посвящена деятельности завода № 172 в Иркутске в годы Великой Отечественной войны. Он был организован на базе научно-исследовательского института «Гинзолото» в 1942 году и всю войну находился в ведении управления «Главолово». Его коллектив сумел в короткие сроки перестроить свою работу в актуальное для военного времени русло. Иркутская доводочная станция завода № 172 стала ведущим предприятием цветной металлургии. Основными разделами производственной работы нового военного завода стали: производство хлористого и металлического лития; доводка до промышленных кондиций оловянных, вольфрамовых/вольфрамитовых и шеелитовых концентратов, хлористых солей лития; производство массовых минералогических, спектральных и пробирных анализов для предприятий НКЦМ; научно-исследовательские работы по профилю; консультативная и техническая помощь предприятиям НКЦМ; организация профильных лабораторий на предприятиях НКЦМ. Кроме того, по просьбе партийных органов в институте было организовано производство препарата для медицинских целей - основного азотнокислого висмута. Он использовался в аптечной сети, а также в иркутских госпиталях для лечения раненых бойцов как кровоостанавливающее, наружно дезинфицирующее, противоожоговое средство. Сотрудниками «Гинзолота», а затем завода № 172 проводились комплексные научные исследования по заданию трестов «Якутзолото», «Запсибзолото», «Енисейзолото», «Балейзолото», «Лензолото», «Баргузинзолото», «Амурзолото», «Башзолото», «Каззолото», «Алтайзолото», «Верхамурзолото», «Хакзолото», «Приморзолото», «Дарасунзолото» и др. Несмотря на все трудности военного периода, достижения были очевидны: институт-завод приумножил свой научный потенциал, решал производственные задачи, сохранил кадры и в целом структуру «Гинзолота», оказал существенную помощь предприятиям цветной металлургии Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
219-230 251
Аннотация
В статье дан исторический анализ развития силовых видов спорта в Иркутской области в 1945-1960 гг. Подробно изложен послевоенный этап становления бокса, борьбы, фехтования на фоне нехватки материальных ресурсов и отсутствия квалифицированных кадров. Проанализирована нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта, ее значение в развитии физкультурно-спортивного движения в СССР. Выделены ключевые указы и постановления партийных и советских органов власти, реализация которых оказала значительное влияние на становление спортивных единоборств в Иркутской области. Выявлены условия, которые привели к смещению вектора в развитии силовых видов спорта - с военно-прикладного в сторону спортивного. Указаны объективные и субъективные причины уменьшения или увеличения численности людей, занимавшихся в каждом из силовых видов спорта. Проведена взаимосвязь между выходом советских спортсменов на международную арену и актуализацией олимпийских видов спортивных единоборств в СССР и Иркутской области. Доказано влияние успешного выступления иркутян - борца К. Г. Вырупаева и боксера В. К. Сафронова на Олимпийских играх в Мельбурне 1956 г. - на развитие этих видов спорта в Приангарье. Определена значимость добровольных спортивных обществ и спортивных школ в формировании борцов и боксеров высокой квалификации. А также роль спортсменов и тренеров, которые оказали влияние на популяризацию, формирование и развитие отдельных видов единоборств. В статье представлены следующие методы исторического исследования: статистический и ретроспективный, историко-системный, а также причинно-следственный анализы связей между историческими событиями. Были обобщены и введены в научный оборот статистические данные из Государственного архива Иркутской области и Государственного архива новейшей истории Иркутской области. В статье использованы монографии, авторефераты, научные статьи, научно-популярная литература и периодическая печать, относящиеся к теме и периоду исследования.
231-239 40
Аннотация
Статья посвящена истории культурной миссии творческой интеллигенции одного из национальных регионов Южной Сибири - Тувы в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На основе архивных источников, газетных иллюстраций и научных публикаций раскрыта роль национальной интеллигенции сибирской провинции в культурном преобразовании общества. Раскрыто понятие «культурная миссия». Данный термин употребляется авторами в значении «роль», «предназначение». Выделены три основных этапа в процессе возрождения тувинской национальной культуры. Осуществлен краткий анализ каждого из них. Используя историко-системный, сравнительно-исторический методы научного анализа, авторы акцентируют внимание на нравственной значимости интеллигенции, эмоциональной направленности ее поведения и деятельности в сфере культурных преобразований. Руководящая роль в этих мероприятиях отводилась интеллигенции как наиболее образованной и активной части общества. Авторы показывают, что в указанный период на волне перестройки и гласности стала повышаться социально-политическая активность представителей национальной интеллигенции: появлялись общественные инициативы, создавались общественные и общественно-политические организации и движения, проводились фестивали культуры, ставились вопросы о возрождении традиционных тувинских праздников и обрядов. Одними из первых начали появляться инициативы по возрождению музыкальных традиций тувинцев исполнения горлового пения - хоомея. К возрождению своих традиционных духовных ценностей стремились не только тувинцы, но и алтайцы, хакасы. Исследование позволило прийти к выводу, что культурная миссия заключается в определяющей роли интеллигенции регионов Южной Сибири по сохранению самобытной культуры своего народа, передаче прогрессивных традиций культурного наследия в условиях полиэтнического общества, формировании целостной системы историко-культурных ценностей, воспитании национального самосознания, патриотизма и гражданственности молодежи.

РЕЦЕНЗИЯ

240-245 36
Аннотация
В статье характеризуется недавно вышедшая антология, посвященная взаимоотношениям православного духовенства и русского национализма. Работа выполнена авторским коллективом под руководством А. А. Иванова. Указано, что поднятая проблематика до последнего времени оставалась неизученной, несмотря на очевидную актуальность. Рассмотрены особенности отбора текстов для антологии, отмечено их значение. Авторами использовались материалы епархиальных ведомостей и публикации в светской прессе, а также архивные документы. Антология существенно расширяет представления о месте русского национализма в деятельности православного духовенства, разрушая ряд существующих мифов и стереотипов.


ISSN 2415-8739 (Print)
ISSN 2500-1566 (Online)