Preview

Известия Лаборатории древних технологий

Расширенный поиск

«Земля гроз и громовых стрел»: мифологические образы Внутренней Азии

https://doi.org/10.21285/2415-8739-2021-2-72-83

Аннотация

Обширная территория Внутренней Азии, пространство которой включает немало опасных для жизни мест, нашла отражение во множестве разнообразных образов, далеких от реальности, зафиксированных в разных источниках. Многие мифические образы сохраняли свою актуальность вплоть до начала ХХ века. Одним из известных со средневековья персонажей, связанных с отдельными территориями Внутренней Азии, является образ «земли гроз и громовых стрел». Его актуальность сегодня подтверждается метеорологическими исследованиями региона. Рассмотрение представлений и обычаев тюрко-монгольских народов, проживающих на территории Внутренней Азии, связанных с грозовыми явлениями, показывает архаичность громовержца-дракона. Этот популярный образ «повелителя грозы и молний» распространился с территории южной и Юго-Восточной Азии. Высокой устойчивостью во времени характеризуются традиционные представления о сущности грозовых явлений, процессе трансформации молнии в каменные и металлические объекты (археологические артефакты). В культуре тюрко-монголов наблюдается разное осмысление причин поражения человека или животного молнией. Отмечается негативное понимание этого события в монгольском обществе со средневековья до ХIХ - начала ХХ в., и наоборот, позитивное на периферии Монгольской империи - у бурят, тюрков Южной Сибири. Выявлено, что представители разных народов испытывали в отношении гроз и молний совершенно противоположные чувства - одни страх и прятались, другие, напротив, бросали вызов Небу. В социальной структуре Монгольской империи выделились представители «белой кости», которые верили в свою неуязвимость перед грозой по праву своего «небесного происхождения». Были и те, кто считал Небо должником своего предка. Верили также, что от молнии может спасти мнимое родство с «избранными Небом», а также полезные для громовержца поступки.

Об авторе

Марина Михайловна Содномпилова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия


Список литературы

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М.: Наука, 1992. 140 с.

2. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар, 2003. 358 с.

3. Березкин Ю.Е. Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе. СПб.: Наука, 2013. 320 с.

4. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996. 222 с.

5. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 2003. 259 с.

6. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 2005. 197 с.

7. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 114 с.

8. Галданова Г.Р. Эволюция представлений о тэнгри (по текстам монголоязычных обрядников) // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. С. 94-107.

9. Гроот Я.Я.М. де. Демонология древнего Китая. СПб.: Евразия, 2000. 352 с.

10. Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят. М.: Наука; Вост. лит., 2015. 239 с.

11. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991. 300 с.

12. Жамбалова С.Г., Суворова А.С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX - XXI вв.). Иркутск: Оттиск, 2017. 276 с.

13. Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903-1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 380 с.

14. Зориктуев Б.Р. К истории рода хухыд // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983. С. 134-142.

15. Дж. дель Плано Карпини. История монгалов / Г. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло / вст. ст., коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. 460 с. С. 28-85.

16. Комиссаров С.А., Кудинова М.А. Образ небесного пса в китайской мифологии // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2012. Т. 11. № 4. С. 70-79.

17. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соёл, 1996. 110 с.

18. Нанзатов Б.З. Интерпретация значения Баргуджин-токум: древнетюркские корни // Тюркологический сборник / Ин-т восточных рукописей (Азиатский Музей) РАН. М.: Наука; Вост. лит. / 2015-2016: Тюркский мир Евразии / ред. кол. Т.Д. Скрынникова (пред.), Т.И. Султанов, И.В. Зайцев. 2018. С. 263-275.

19. Небесная дева-лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издание, 1992. 368 с.

20. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. Санкт-Петербург: типография А.С. Суворина, 1906. 304 с.

21. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883, 1029 с.

22. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб.: Евразия, 2017. 455 с.

23. Рашид-ад-дин. Собрание летописей. Л.; М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 1. Кн. 1. 221 с.

24. Г. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Дж. дель Плано Карпини. История монгалов / Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997. 460 с. С. 86-189.

25. Талько-Грынцевич Ю.Д. К вопросу об изучении физиологических явлений половой жизни женщин в Забайкалье // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Имп. Русского географического общества. 1903. Т. V. Вып. 1. С. 95-135.

26. Тарабукина Л.Д., Кононова Н.К. Сопоставление грозовой активности в некоторых регионах Северной Азии со сменой атмосферной циркуляции в летние сезоны 2009-2016 гг. // Материалы Всерос. науч.-иссл. конф. «Современные тенденции и перспективы развития гидрометеорологии в России». Иркутск: изд-во Иркутского государственного университета, 2018. С. 420-428.

27. Ташак В.И. Палеолитическое местонахождение Хэнгэр-тын скальная в западном Забайкалье // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. № 1 (13). С. 75-87.

28. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. Т. I. 550 с.

29. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1960. Т. III. 420 с.

30. Харинский А.В., Эрдэнэбаатар Д. Северное Прихубсугулье в начале II тыс. н. э. // Теория и практика археологических исследований. 2011. № 6. С. 107-122.

31. Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX - начало XX в.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.

32. Юрченко А.Г. Книга камней. Чудеса мира в восточных космографиях. СПб.: Евразия, 2007. 256 с.

33. Арьясурэн Ч., Нямбуу Х. Монгол ёс заншлын их тайлбар толь. Тэргуун боть. Улаанбаатар: Суулэнхуу, 1992. 928 х.

34. Монголчууд: нэн эртнээс XII зууны эхэн. Талын нуудэлчдийн уламжлал. Улаанбаатар: Монсудар, 2018. 263 р.

35. Чулуун С. Хотогойдын түүх (XVII - XX зууны эхэн үе. Улаанбаатар хот. 2006. 162 с.

36. Нямбуу Х. Монголын угсаатны зуйн удиртгал. Улаанбаатар. 1992. 196 с.


Рецензия

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2415-8739 (Print)
ISSN 2500-1566 (Online)