Preview

Известия Лаборатории древних технологий

Расширенный поиск

Историографические оценки и исторические уроки старообрядческого раскола XVII века

https://doi.org/10.21285/2415-8739-2023-4-107-115

EDN: JTZZYM

Аннотация

В статье освещается животрепещущая, важная и неоднозначная страница в истории Русской Православной Церкви, а именно проблема Старообрядческого раскола. Верующий человек всей своей жизнью, каждым своим деянием стремится только к одной цели – опять прийти к Богу, прийти туда, откуда он был изгнан и раствориться в его вселенской доброте и защите. Однако обряды и действия человека на всём протяжении существования православия, да и христианства в целом, не всегда выполнялись одинаково по форме. Что это – отступничество, искажение основополагающих элементов веры, попытка внесения чего-то своего, личного? Рассмотрение подобных вопросов всегда проходило не комплексно, а в узкой форме, вот и старообрядчество занималось в основном практической составляющей понимания Церкви. Споры исследователей старообрядчества не утихают и сейчас. Что это – сила идей старообрядчества или его невежество? Кроме прочего, исследователи ставили причиной раскола противостояние православия католицизму. Они видели в этом исключительно иной путь в истории православия, где был элемент отхода от самостоятельного выбора пути в теологических подходах к православию, и видение этого объясняло суть раскола в государстве – раскола между РПЦ и государством. Изучение и осмысление различных составляющих старообрядчества различными отечественными философами и историками даёт возможность сформировать не только целостную картину этого явления, но и подойти к причинам возникновения старообрядчества. Патриарх Никон ориентировался на греческие традиции, именно в них он видел незыблемость русского православия. Был ли смысл в его деяниях? Но именно это привело к расколу Русской Православной Церкви. Основная составляющая этой статьи заключена в положении о том, что Церковь едина, и это именно Православная церковь. Но путь, которым она следует, далеко не прост. 

Об авторах

С. В. Карасёв
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Карасёв Сергей Владимирович,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



А. Н. Малыгин
Храм святой великомученицы Варвары; в/ч 59968
Россия

Малыгин Антон Николаевич,

настоятель; помощник командира войсковой части по работе с верующими военнослужащими

664078, г. Иркутск, микрорайон «Зелёный», 36В



Список литературы

1. Алфеев Иларион, митр. Таинство веры. М. : Изд. дом «Познание», 2021. 328 с.

2. Биллингтон Дж.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М. : Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2001. 880 с.

3. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии. М. : Издво Свято-Владимирского Братства, 1992. 184 с.

4. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Частные вопросы: О перстоложении для крестного знамения и благословения). (Продолжение) // Богословский вестник. 1892. Т. 2. № 4. С. 34–72.

5. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами: Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову // Богословский вестник 1893. Т. 3. № 8. С. 315–326.

6. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л. : Лениздат. 1987. 304 с.

7. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М. : Уникум-центр, 1999. 203 с.

8. Зубарев Е.К. Современные вопросы в полемике с расколом старообрядчества. Кострома : Губ. тип., 1909. 108 с.

9. Кандарицкий А. Опыт систематического подхода пособия при полемике со старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества. Стерлитамак : Тип. А.В. Кузнецова, 1907. [2], X, 720, [4] с.

10. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев Посад : Изд. кн. магазина М.С. Елова, 1914. 567, IX, [1] с.

11. Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 т. М. : ТЕРРА, 1992. Т. 1. 686 с.

12. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М. : Наука, 1983. 416 с.

13. Лекции по Русской истории профессора Московского университета В.О. Ключевского. Часть вторая. СПетербург : Тип. В.О. Киршбаума, 1902. 339 с.

14. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство : сб. статей. М. : Тип. И.И. Кушнерева и Ко, 1886. Т. 2. 420 с.

15. Мамсик Т.С. Побеги как социальное явления: приписная деревня Западной Сибири в 40–90-е гг. XVIII в. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1978. 206 с.

16. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первой половины XIX в.). Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 350 с.

17. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест уралосибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.

18. Талько-Грынцевич Ю.Д. К антропологии великороссов: Семейские (старообрядцы) забайкальские / [Соч.] Ю. Талько-Грынцевича. Томск : паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1898. [2], II, 52 с.

19. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М. : Институт русской цивилизации, 2009. 844 с.

20. Шеман А., прот. Ответ Солженицыну // Вестник Русского христианского движения. Париж – Нью-Йорк – Москва. № 117, I-1976. С. 121–135.

21. Яковлев И.А. Лекции по истории Христианской церкви. 3-е изд., испр. и доп. М. : Паломник, 2011. 543 с.


Рецензия

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2415-8739 (Print)
ISSN 2500-1566 (Online)