Preview

Известия Лаборатории древних технологий

Расширенный поиск

История фундаментальных идей: детерминизм

https://doi.org/10.21285/2415-8739-2023-2-91-102

EDN: HCGAIR

Аннотация

Рассматриваются истоки, становление и проблематизация идеи детерминизма, понимаемой как утверждение о наличии в мире причинно-следственных отношений, составляющих основу всеобщей определенности вещей, событий и процессов. Идея детерминизма возникает как стремление объяснить все существующее через указание на причину существования. Дается уточнение, что детерминация и причинность не совпадают по объему, следует различать обусловленность (детерминацию) и порождение (причинность). Обращение к идее детерминации связано с тем, что в современной науке высказываются сомнения в универсальности принципа причинности, в философии предлагаются новые варианты понимания традиционных положений о том, что все в мире детерминировано. Основанием идеи детерминизма являются такие базовые понятия как «причина» и «следствие», «случайность» и «необходимость», «вероятность», имеющие свою историю. При этом отмечается роль Д. Юма в проблематизации понятия причинности, отношение к его взглядам в современной мысли. Также внимание уделяется и классическому учение о причинах Аристотеля в контексте актуализации положения о наличии целевой причины как определяющей возникновение и существование Вселенной. Кратко излагаются основные пункты понимания роли принципа детерминизма в неклассической и постнеклассической науке. Главнейшим пунктом рассмотрения идеи детерминизма и принятия детерминизма как онтологического принципа является прояснение онтологического статуса законов науки и законов природы, эти вопросы задают перспективу осмысления мира как детерминированного. Делается вывод, что развитие идеи детерминизма связано с расширением доступной человеку сферы реальности и с проблематизацией традиционных образов и понятий, используемых для детерминисткого объяснения мира. Открываются и исследуются новые явления и события (нелинейность, самоорганизация), что ведет к возникновению новых вопросов о природе детерминизма, его принципах и границах. Критика детерминизма в современной философии и науке вполне обоснована, но оснований для отказа от детерминизма как методологического принципа научного исследования все-таки нет.

Об авторе

А. И. Шафоростов
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Шафоростов Александр Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



Список литературы

1. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1. М. : Мысль, 1976. 550 с.

2. Бом Д. причинность и случайность в современной физике. М. : Изд-во Иностранной литературы, 1959. 248 с.

3. Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. Μ. : Едиториал УРСС, 2010. 512 с.

4. Гаспарян Д.Э. Детерминизм и индетерминизм в дуалистических и недуалистических онтологиях: от Канта к Сартру // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1. № 4. С. 62–71.

5. Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984. 208 с.

6. Гатри У. История греческой философии: в 6 т. Т. II: Досократовская традиция от Парменида до Демокрита. СПб. : Владимир Даль, 2017. 845 с.

7. Дубровский Д.И. Основные категориальные планы проблемы сознания // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 59–75.

8. Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: Христианская философия. М. : РОССПЭН, 2004. С. 321–582.

9. Лекторский В.А., Пружинин Б.И., Бодякин В.И., Дубровский Д.И., Колин К.К., Мелик-Гайказян И.В., Урсул А.Д. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 84–112.

10. Категории «закон» и «хаос». Киев : Наукова думка, 1987. 295 с. (1987)

11. Лебедев С.А., Кудрявцев И.К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2005. № 6. С. 1–20.

12. Лосев А. Античная философия истории. М. : Наука, 1977. 208 с.

13. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку : Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. 401 с.

14. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм (К дискуссиям в современной эпистемологии). М. : ИФРАН, 2004. 242 с.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М. : Политиздат, 1991. 463 с.

16. Ненашев М.И. Антропный принцип и проблема наблюдателя // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 64–74.

17. Панкратов А.В. Телеология и принцип необратимости // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 73–85.

18. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. М. : Мысль, 1993. 528 с.

19. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме / отв. ред. Е.Л. Мамчур, Ю.В. Сачков. М. : Наука, 2002. 288 с.

20. Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 101–118.

21. Столярова О.Е. Реляционная онтология А.Н. Уайтхеда и ее конструктивистская интерпретация // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 84–103.

22. Харре Р. Юм и физики // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 32. № 2. С. 16–33.

23. Юлина Н. Эмерджентизм: сознание, редукция, каузальность // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 127–143.

24. Carroll, J. (1994). Laws of Nature (Cambridge Studies in Philosophy). Cambridge: Cambridge University Press. i-xii, 200 p. DOI: 10.1017/CBO9780511619908.

25. Ney Alyssa. Metaphysics: an introduction. London and New York: Routledge, 2014. 328 p.


Рецензия

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2415-8739 (Print)
ISSN 2500-1566 (Online)