История становления мировоззренческой направленности философии
https://doi.org/10.21285/2415-8739-2024-3-90-98
EDN: MSYQFF
Аннотация
Рассматривается мировоззренческий статус философии, связанный с выявлением предметной направленности философии, основных структурных элементов мировоззрения и того, что принимается в философии в качестве фундаментальных (основных) проблем. Становление мировоззренческой направленности зависит от решения двух базовых проблем: «что есть мир?» и «как мир дан человеку»? В статье показываются сложности определения «мира» в силу фундаментальности и всеохватности этого понятия. Особое внимание уделяется проблеме единства мира. Направленность философии на мир предстает как поиски человеком всеобщности в мире. Достижение всеобщности является ключевым моментом обретения целостной идентичности субъектом мировоззрения. Становление мировоззренческой направленности философии включает в себя усложнение видения мира в результате постоянного изменения и развития ценностно-теоретической «призмы», через которую человек смотрит на мир, и размещение себя во вновь открываемых уровнях и горизонтах мира. Рассматривается вопрос – является ли философия только мировоззрением или же есть основания говорить о философии как об идеологии? Философски смотреть на мир – значит стремиться увидеть скрытые причины наглядно-данного. Идеология также понимается как некое «смотрение», но связанное с «сокрытием, затемнением» идей и вещей, мешающее выполнению такой важнейшей функции идеологии как оправдание (абсолютизация) избранной идеи. На примере постановки Ф. Энгельсом основного вопроса философии показывается, как одна философская фундаментальная проблема – проблема соотношения мышления и бытия – потеряла по сути свою проблемность и перешла на уровень четко сформулированного и имеющего ясное решение вопроса. Делается вывод, что становление мировоззренческой направленности философии – сложный процесс, включающий: 1) кто смотрит; 2) на что смотрит; 3) как (чем) смотрит; и 4) где смотрит. «Где» – то есть в каком социальном, культурном и идеологическом пространстве, в составе (или, наоборот, в оппозиции) какого коллективного субъекта.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. ШафоростовРоссия
Шафоростов Александр Иванович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, Иркутский национальный исследовательский технический университет; профессор кафедры социальной философии и социологии, Иркутский государственный университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
Список литературы
1. Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб. : Наука, 2005. 741 с. EDN: QWKTZH.
2. Бергер И., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.
3. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. СПб. : Алетейя, 2004. 584 с.
4. Демин М.Р. Еще раз об основном вопросе философии: мышление и бытие в немецкой философии середины 19 в. // Эпистемология и философия науки. 2011. Т. XXIX. № 3. С. 133–147. EDN: OEYPIT.
5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М. : Канон+, 2002. 368 с. EDN: SBLEOB.
6. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Μ. : Чоро, 1994. Т. 3. 741 с. Kant I. (1994) Works. In 8 vol. Moscow: Choro. Vol. 3. 741 p. (In Russ.).
7. Кузнецов В.Ю. Единство мира в постнеклассическую эпоху (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 150–160. EDN: TDUTFD.
8. Малинова О.Ю. О методологических трудностях работы с понятием «идеология» // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 5–9. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-2-5-9. EDN: GTOLME.
9. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. М. : Изд-во «РАО Говорящая книга», 2010. 744 с. Mankheim K. (2010) Favorites: The diagnosis of our time. Moscow: Publishing house “Russian book”. 744 p. (In Russ.).
10. Неретина С.С. Философия – не идеология // Вопросы философии. 2023. № 5. С. 70–74. DOI: 10.21146/0042-8744- 2023-5-70-74. EDN: NVEKSJ. Neretina S.S. (2023) Philosophy is not the ideology. Voprosy filosofii. No. 5. P. 70-74. (In Russ.). DOI: 10.21146/0042-8744-2023-5-70-74. EDN: NVEKSJ.
11. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1993. Т. 2. 528 с. Plato. (1993) Collected works: in 4 vol. Moscow: Thought. Vol. 2. 528 p. (In Russ.).
12. Рубцов А.В. Превращения идеологии. Понятие идеологического в «предельном» расширении // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 18–27. DOI: 10.31857/S004287440000219-5. EDN: ZAMVEF.
13. Смирнов А.В. Границы философии // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 15–28. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-1-15-28. EDN: KCBWXC.
14. Столярова О.Е. Реляционная онтология А.Н. Уайтхеда и ее конструктивистская интерпретация // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 84–103. EDN: JUGPXB.
15. Хофмайстер X. Что значит мыслить философски. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 448 с.
16. Шафоростов А.И. История фундаментальных идей: материя // Известия Лаборатории древних технологий. 2021. Т. 17. № 4. С. 92–102. DOI: 10.21285/2415-8739-2021-4-92-102. EDN: XUEHFS.
17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений. М. : Государственное издательство политической литературы. 2-е изд. 1961. Т. 21. С. 269–317.
18. Юлина Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 153–166. EDN: OEZAMJ.
19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
20. Armstrong D.M. What is a Law of Nature? Cambridge, Cambridge University Press, 2016. 168 p.