Preview

Известия Лаборатории древних технологий

Расширенный поиск

Преподавание отечественной истории в низшей школе Российской империи в начале ХХ в.

https://doi.org/10.21285/2415-8739-2024-1-108-120

EDN: OZWUJX

Аннотация

Внутриполитические события в Российской империи в начале ХХ в. актуализировали общественные дискуссии о путях развития отечественной системы образования, в том числе о качестве преподавания в низшей школе. На нее возлагались не только функции просвещения народных масс и обучения их элементарным навыкам (умению читать, писать, совершать несложные арифметические действия), но и задачи по формированию мировоззренческих установок у подрастающего поколения. Основные дискуссии велись между сторонниками так называемого антропологического направления педагогики, делавшими акцент на приоритете общечеловеческих ценностей, и теми, кто выступал за усиление национальной составляющей русской школы и признавал правильную (выдержанную в патриотическом ключе) подачу исторических знаний одним из сильнейших факторов формирования детской картины мира. Указанные разногласия обусловили отсутствие в педагогическом дискурсе единого мнения относительно изучения прошлого родной страны в рамках кратковременного пребывания учеников в стенах народной школы. В предлагаемой статье анализируются различные подходы отечественных педагогов к содержанию программ начального обучения (в частности, к вопросу о целесообразности включения в них разделов по истории), к методам и формам преподавания; характеризуются взгляды представителей общественности на учебные книги, употреблявшиеся в качестве пособий к урокам по отечественной истории. Отстаивается тезис, что в отсутствие политического консенсуса в обществе и единой государственной политики в вопросах образования объем и качество преподавания истории всецело зависели от личности народного учителя и присущих ему ценностных ориентиров.

Об авторе

Е. Д. Твердюкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Твердюкова Елена Дмитриевна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей истории России Института истории СПбГУ,

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.



Список литературы

1. А.К. Наша начальная школа. СПб. : Тип. «Сельского вестника», 1909. 47 с.

2. Акимов В. Постановка учебного дела в земских школах // Журнал Министерства народного просвещения. 1916. Март. С. 33–90.

3. Баранникова Н.Б. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева: проблема соотношения общечеловеческого и национального в теории, практике и истории образования. М. : Академия социального управления, 2009. 106 с.

4. Блонский П.П. О национальном воспитании. М. : Типо-лит. И.Н. Кушнерева, 1915. 40 с.

5. Вахтеров В.О. Предметный метод обучения. Изд. 5-е. М. : Тов-во И.Д. Сытина, 1918. 386 с.

6. Год учительства в народной школе (воспоминания народного учителя) // Народное образование. 1911. Т. 1. Кн. 2. С. 137–162.

7. Гуревич Я.Я. История как особый предмет преподавания в начальной школе // Труды первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования. Пг. : тип. В.Д. Смирнова, 1915. Вып. 1. С. 202–205.

8. Динзе В. О национальном воспитании. Опыт привлечения отечественного внимания к насущному вопросу. СПб. : Изд. О.В. Богдановой, 1913. 90 с.

9. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века : в 2 т. М. : Мариос, 2011. Т. 1. 647 с.; Т. 2. 657 с.

10. Езерский Н.Ф. Чем должна быть народная школа? // Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Доклады. М. : т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1911. Т. 1. С. 1–17.

11. Зарубежная и отечественная педагогика второй половины XIX – середины ХХ века / под ред. Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. М. : АСОУ, 2012. 140 с.

12. Иванов А.А. Плитические партии России. Конец XIX – начало ХХ в. Т. 1. Консервативные партии. М. : Политическая энциклопедия, 2022. 599 с.

13. Иванов А.А. Культурная политика русских правых в начале ХХ века // Российская история. 2023. № 6. С. 56–71. DOI: 10.31857/S2949124X23060068. EDN: NQKRZW.

14. Ищенко В.А. Историческое образование в России: конец XIX – начало XXI в. Ставрополь : Ставропольский государственный университет, 2005. 382 с.

15. Кудрявцев С.И. Чему учить детей в начальной школе с повышенным четырехлетним курсом (к вопросу о воспитании в сельских школах) // Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Доклады. Т. 1. М. : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1911. С. 215–235.

16. Кузнецов Я.О. О приближении учебного материала в начальных сельских школах к жизни учащихся // Труды первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования. Пг. : Тип. В.Д. Смирнова, 1915. Вып. 1. С. 140–152.

17. Лебедев М.В. К вопросу о национализации начальной школы : Доклад инспектора нар. уч-щ 10 района Херсон. губ. М.В. Лебедева. Одесса : "Славянская" тип. Е. Хрисогелос, 1915. 12 с.

18. Малиновский Н.А. Коренные нужды современной начальной народной школы // Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Доклады. Т. 2. М. : Тип. Вильде, 1912. С. 708–760.

19. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Петроград : Тип. Главного управления уделов, 1915. 13 с.

20. Начало учения детям: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры : сборник материалов Международной научной конференции (8–12 октября 2014 года) / редкол.: Н.Б. Баранникова и др.. М. : Канон плюс, 2014. 465 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 16).

21. Сенькина А.А. Школьная книга для чтения в российском парламенте, или Об одном эпизоде из истории цензуры и критики учебной литературы в начале ХХ века // Детские чтения. 2022. Т. 22. № 2. С. 104–131. DOI: 10.31860/2304-5817-2022-2-22-104-13. EDN: ANOGYY.

22. Школьная подготовка второй русской революции : [Сб. статей о шк. учеб. и указ. лит.]. Санкт-Петербург : Рус. нар. союз им. Михаила Архангела : электропеч. К.А. Четверикова, 1913. [4], VI, 292 с.

23. Яблочков М.Т. Русская школа. Наставления директора народных училищ. Тула : Тип. Н.И. Соколова, 1895. 346 с.

24. Яковлев А. О том, как «известный» педагог В.П. Вахтеров заблудился в дебрях своего собственного «предметного метода» // Народное образование. 1911. Т. 2. Кн. 10. С. 331–347.

25. Яковлева М.К. Государственная политика в области исторического образования в конце XIX – начале ХХ века: на примере средних учебных заведений Курской губернии. Курск : Изд-во Регионального финансово-экономического института, 2006. 72 с.


Рецензия

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2415-8739 (Print)
ISSN 2500-1566 (Online)